Владельцев «серых» иномарок ждут неожиданные доплаты

Владельцев «серых» иномарок ждут неожиданные доплаты

Как проверить, есть ли риск?

Автомобилисты, купившие иномарки через параллельный импорт, рискуют получить требования от таможенных органов о дополнительной оплате утилизационного сбора. В некоторых случаях речь идет о сотнях тысяч рублей. Вместе с генеральным директором компании Frank Auto Ириной Франк разобрались, в каких ситуациях владельцев ждут проблемы.

Кто попадает под требования доплат

Риск связан с утилизационным сбором — обязательным платежом, который покрывает расходы на утилизацию транспорта после окончания его эксплуатации. Он распространяется не только на легковые автомобили, но и на грузовики, автобусы, спецтехнику и прицепы.

Владельцев «серых» иномарок ждут неожиданные доплаты

Источник: VCG/Visual China Group/ТАСС

Обычно сбор платится один раз: либо производителем, либо импортером, либо покупателем, если предыдущие лица его не уплатили. Однако в случае с «серыми» автомобилями, завезенными по обходным схемам, возникают ситуации, когда государство требует пересчета суммы — и, как следствие, доплаты.

Почему возникает задолженность

Основанием для доначисления служит постановление правительства № 1291 от 2013 года. Согласно ему, ставка утильсбора зависит от цели ввоза авто: для личного пользования или коммерческой деятельности. Если ситуация не отвечает критериям личного использования (например, машина не зарегистрирована в течение года или продана сразу после ввоза), таможня может потребовать пересчета.

Кроме того, многие дешевые ввозы были возможны благодаря занижению декларируемой стоимости автомобиля. Особенно часто такая практика встречалась при перегоне машин через страны ЕАЭС — например, Киргизию.

Что говорит закон

Еще в 2019 году Верховный суд указал: если лицо систематически продает товары, ввезенные якобы для личного пользования, то льготы по таможенным пошлинам могут быть аннулированы. Таким образом, если автомобиль был приобретен с намерением перепродажи, но оформлен как личный, это может расцениваться как мошенничество.

Кому стоит опасаться

Владельцев «серых» иномарок ждут неожиданные доплаты

Источник: Авилов Александр / Агентство «Москва»

По мнению экспертов, особенно высок риск для тех, кто завозил авто из стран Таможенного союза до 1 августа 2023 года, когда еще действовали лазейки в законодательстве. Именно тогда активно использовались схемы занижения цены через документы, что позволяло платить меньше и утильсбора, и таможенных налогов.

Сейчас Минпромторг ведет специальный список моделей и их средних цен, на основе которых рассчитывается утилизационный сбор. Если реальная стоимость авто выше указанной в документах, разницу добавляют к сбору. Обновляется список раз в три месяца, последнее обновление — апрель 2025 года.

Итог

Если автомобиль был приобретен через параллельный импорт, особенно до августа 2023 года, рекомендуется проверить его историю и данные растаможки. Возможно, в ближайшее время вам придет уведомление о необходимости доплатить утилизационный сбор.

По мнению Ирины Франк, основная проблема — недостоверное декларирование целей ввоза. Граждане зачастую используют льготы, предназначенные исключительно для личных нужд, в коммерческих целях. Если человек сознательно идет на риск и экономит на таможенных платежах, он должен быть готов к последствиям.

  • Деньги
  • Автомобильные новости

Поделиться

Источник: auto.mail.ru